Походы в Карпаты, Турцию и Грузию - "7 Дорог"
Телефоны: +38(098)-506-80-55
+38(063)-363-96-42
7ways.com.ua@gmail.com

История Каппадокии за 5 минут

Каппадокия - совершенно невероятная местность, и это понимали абсолютно все народы, жившие на ее территории. Как только очередная империя открывала для себя Каппадокию (завоевав ее), сердце ее жителей оставалось здесь навсегда. Обо всех этих империях, которых было превеликое множество, и пойдет наш рассказ.

Первыми известными жителями Каппадокии были хатты. Не те, которые из Звездных войн, а те, которые из бронзового века. Тусовали они здесь довольно долго - достоверно известно, что в III тысячелетии до н.э. хатты уже были в Каппадокии. Сами они были народом неписьменным, и поэтому вынуждены были ждать, пока кто-то более цивилизованный упомянет хаттов в своих летописях. В итоге хатты все-таки дождались цивилизованных ребят. Ими стали хетты, которые пришли и хаттов полностью уничтожили.

Хетты были ребятами особо без фантазии, и переназывать королевство не стали. Так и оставили - Хатти. Это добавило головной боли всем историкам, которые не могли понять, почему одни хатты говорят на одном языке, а другие - уже на другом. В результате для удобства решили назвать более поздних хаттов хеттами (англ. hittites), и все стало на свои места.

Хетты были внушительной цивилизацией (см. отдельную статью про хеттов), но на территории Каппадокии найдено не слишком много их следов. То тут, то там встречаются отдельные рельефы с быками и городища, которые вроде бы принадлежали им. Говорят, часть подземных городов - тоже дело рук хеттов, - но доподлинно это никак не удается доказать.

В XII веке до н.э. хеттское царство разваливается, и начинается веселье. Первым спохватывается заядлый соперник хеттов - Ассирийское царство (впоследствии - Вавилон). От Ассирии не отстают Фригия и Мидия.

В VI веке в Каппадокию приходят персы, и все остальные как-то сразу понимают, что Каппадокия - исконно персидская территория. Именно персы первыми хоть как-то начинают называть завоеванную местность. Название звучит, как Хаспадуя (Haspaduya) - “страна прекрасных лошадей”. Учитывая, что лошади в здешней местности водятся все какие-то тощие и непрекрасные, звучит странно...

По поводу названия Каппадокии, кстати, царит традиционная неразбериха. Есть ученые, которые считают, что название произошло от слова “Катпатука” (Katpatuka), что в переводе с лувийского значит “нижняя страна”. Третьи ученые говорят, что слово “катта” в "Катпатуке" не лувийское, а хеттское - соответственно, название давали хетты и называли местность “Каттапеда” (kattapeda) - “место ниже” (ниже столицы хеттов). Как оно было, сказать сложно, а пока местные путеводители выработали совмещенный вариант: Каппадокия произошла от персидского “Катпатука” - “страна прекрасных лошадей”. Каждый раз, когда вы читаете подобное описание, где-то плачет один хетт.

Александр Македонский в IV веке до н.э. победил персидского царя Дария III, Каппадокия осталась не у дел, и власть захватил местный князек Ариарат. Правда, полностью самостоятельными мешало стать северное Понтийское царство, но к середине III века до нашей эры Каппадокия встала на ноги и стала независимой. Но потом ее снова захватило Понтийское царство. И снова она стала самостоятельной. Чтобы снова пришло Понтийское царство… В конце концов, Римской империи надоело смотреть на эту чехарду, и она решила взять дело под свой контроль.

В 17 году н.э. каппадокийского царя Архелая вызвали в Рим по срочному делу. Срочное дело оказалось убийством этого самого царя Архелая, после чего Каппадокию по-быстрому присоединили к Римской империи. Столицей сделали Кесарию - будущий город Кайсери.

Но начинается новая эра - и христианство шагает по планете. В начале IV века н.э. Каппадокия становится идеальным местом для распространения христианских учений. Здесь тепло, уютно, и никого не гонят за религию. Это время - начало бурного каппадокийского строительства пещер, многие из которых сохранились до сих пор. Местные вулканические породы легко выдалбливать - именно этим и начинают промышлять монахи. Выдалбливается все, что только можно - от маленьких пещерок-келий до огромных пещерных монастырей с залами на несколько сотен человек. И да, первые христиане обнаружили подземные города хеттов и здорово их проапгрейдили. Нарыли новых этажей и понастроили креативных ловушек, чтоб врагу мало не казалось. В общем, именно этот период сделал Каппадокию той, какую мы ее видим сегодня.

Бурному строительству - уже в составе Византии - внезапно помешал период иконоборчества, VIII-IX вв. Суть его была в борьбе с иконами и иконопочитателями. Здешние монахи иконы любили, так что после запрета икон получили по полной. Часть из них переехала на ПМЖ в Крым, заложив традицию пещерных церквей и монастырей уже там. Другая же часть перешла на сторону нового режима, иконы из монастырей выпилила и заменила их примитивными символическими рисунками вроде виноградиков и петушков. В каждой местной долине можно увидеть одну-две подобных церкви.

Начиная с VII века, Каппадокия потихоньку начинает отбиваться от арабов, которые в основном пробегают мимо. Византии здорово помогает в защите Армянская империя, в результате чего в местности проживает все больше армян. Крестоносцы, которые начали потихоньку активничать в регионе, вообще считали Каппадокию сугубо армянской, хотя из состава Византии та никогда не выходила.

Как ни странно, в очередной раз Каппадокией завладели в итоге не арабы, а турки-сельджуки. В 1071 году сельджуки взяли Манцикерт - самый восточный форпост Византийской империи, - после чего началось торжественное завоевание сельджуками прилегающих областей. Кроме мечетей, больниц, школ и всяких других зданий, сельджуки привнесли в регион нечто совершенно новое - караван-сараи. Это были большие гостиницы-замки, в которых останавливались караваны по пути из Китая в Европу. Караван-сараи остались в Каппадокии до сих пор - правда, часть из них дошла до нас уже в виде руин.

При этом греческое население преспокойно продолжает существовать в регионе, проповедуя вовсю христианство. Например, большинство церквей Гёреме были расписаны именно в этот период. Фрески остались до сих пор, ими можно полюбоваться в музее под открытым небом рядом с поселком.

К XV веку в Каппадокию пришла Османская империя. По большому счету, для местных жителей приход османов мало что изменил. Здесь по-прежнему жило христианское грекоязычное население, промышлявшее торговлей с местными же мусульманами. Часть монастырей, безусловно, пустовала, но зато появились целые пещерные города наподобие Чавушина: традиции пещеростроительства никуда не делись. Сосуществование религий было предельно мирным: сохранились даже “совместные” легенды: представитель одной религии встречает мудреца из другой, который дает тому мудрый совет.

Всей этой христианско-мусульманской дружбе положил край Ататюрк, обменяв в начале ХХ века греческое население Турции на турецкое население Греции. Тут жизнь в Каппадокии кипеть перестала. На неродных землях приезжие турки ориентировались слабо, пещер строить не умели, изображений в церквях боялись. Монастыри опустели и стали потихоньку рушиться, иконам, до которых могли дотянуться, выцарапали глаза (а то смотрят прямо в душу, демоны), в некоторых церквях даже устраивали ночлег пастухи вместе со скотом.

Во второй половине ХХ века внимание к Каппадокии стало возрастать ввиду восторженных публикаций в европейских журналах. К 1980м годам это привело к туристическому буму, которому как-то надо было соответствовать. Местные крестьяне срочно стали переквалифицироваться во владельцев отелей и хостелов. В результате на сегодняшний день именно туризм является главным прибыльным делом региона. Сельское хозяйство ушло на второй план, и целые деревни (такие, как Гереме или Учхисар) навсегда выпали из рабочего процесса, всецело отдавшись туристическому делу.

 

Наши статьи про Каппадокию и то, что там можно посмотреть:

 

Ближайшие походы по Турции:

Даты: Поход: Цена: Статус:
-
435 у.е.
Есть 14 мест
-
290 у.е.
Есть 14 мест
-
280 у.е.
Есть 14 мест
-
725 у.е.
Есть 14 мест
-
290 у.е.
Есть 14 мест
-
280 у.е.
Есть 11 мест
-
290 у.е.
Есть 12 мест
-
290 у.е.
Есть 14 мест
-
280 у.е.
Есть 14 мест
-
290 у.е.
Есть 14 мест
-
290 у.е.
Есть 14 мест
 

Добавить комментарий




Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Походы в Карпаты:

15 июл На Поп-Иван 7 дн.
22 июл 1000 смерек 7 дн.
29 июл Покуття-light 7 дн.
5 авг Маршрут номер 4 7 дн.
12 авг 1000 смерек 7 дн.
19 авг На Поп-Иван 7 дн.
24 авг Восхождение на Говерлу 3 дн.
26 авг Покуття-light 7 дн.
------------------ Осень -----------------
2 сен На Поп-Иван 7 дн.
9 сен Маршрут номер 4 7 дн.
16 сен Лось-поход 7 дн.
23 сен Покуття-light 7 дн.
Показать ещё походы
Свернуть список походов
 

Походы в Турцию:

------------------ Осень -----------------
16 сен Тропа Святого Павла 14 дн.
23 сен Первая Ликийская 7 дн.
23 сен Каппадокия-2 6 дн.
23 сен ВСЯ Ликийская тропа 28 дн.
30 сен Первая Ликийская 7 дн.
30 сен Каппадокия-1 5 дн.
7 окт Первая Ликийская 7 дн.
14 окт Первая Ликийская 7 дн.
14 окт Каппадокия-2 6 дн.
21 окт Первая Ликийская 7 дн.
------------------ Зима -----------------
4 ноя Неизвестная Ликия 7 дн.
Показать ещё походы
Свернуть список походов
 

Походы в Грузию:

29 июл Сванетия пешком 7 дн.
5 авг Сванетия light 7 дн.
12 авг Дикая Грузия 7 дн.
26 авг Сванетия пешком 7 дн.
------------------ Осень -----------------
9 сен Дикая Грузия 7 дн.
16 сен Сванетия light 7 дн.
23 сен Сванетия пешком 7 дн.
Показать ещё походы
Свернуть список походов
 

Другие походы:

------------------ Осень -----------------
28 окт Экспериментальный поход в Марокко 7 дн.
 



Новые статьи:

Статья про Ушибы и боль в мышцах в походеУшибы и боль в мышцах в походе



Статья про Как сражаться с комарами в походеКак сражаться с комарами в походе



Статья про Два перевала - поход в Грузию на неделюДва перевала - поход в Грузию на неделю



Статья про Страна сугробовСтрана сугробов



Статья про Поход по Турции: Тропа Святого ПавлаПоход по Турции: Тропа Святого Павла



...и ещё